А п голубцов


Голубцов Александр Петрович : Портал Богослов.Ru

Имя кратко: Голубцов А. П.

Тип персоны: Авторы статей "Богословского вестника", Ученые

Профессиональные интересы: История Древней Церкви, История Русской Православной Церкви, Церковные искусства, Литургика

Голубцов Александр Петрович

5 сентября 2016 г.

(Книжное библиографическое описание)

Книга рекомендуется богословам, религиоведам, историкам, а также широкому кругу читателей, интересующихся историей религии и христианской церкви.

Голубцов Александр Петрович

13 октября 2008 г.

(Библиографическое описание журнальной статьи)

Голубцов Александр Петрович

13 октября 2008 г.

(Библиографическое описание журнальной статьи)

Голубцов Александр Петрович

13 октября 2008 г.

(Библиографическое описание журнальной статьи)

Голубцов Александр Петрович

13 октября 2008 г.

(Библиографическое описание журнальной статьи)

Голубцов Александр Петрович

13 октября 2008 г.

(Библиографическое описание журнальной статьи)

Голубцов Александр Петрович

4 октября 2007 г.

(Библиографическое описание журнальной статьи)

Голубцов Александр Петрович

4 октября 2007 г.

(Библиографическое описание журнальной статьи)

Голубцов Александр Петрович

4 октября 2007 г.

(Библиографическое описание журнальной статьи)

Голубцов Александр Петрович

4 октября 2007 г.

(Библиографическое описание журнальной статьи)

Голубцов Александр Петрович

4 октября 2007 г.

(Библиографическое описание журнальной статьи)

Голубцов Александр Петрович

4 октября 2007 г.

(Библиографическое описание журнальной статьи)

Голубцов Александр Петрович

4 октября 2007 г.

(Библиографическое описание журнальной статьи)

Голубцов Александр Петрович

4 октября 2007 г.

(Библиографическое описание журнальной статьи)

Голубцов Александр Петрович

4 октября 2007 г.

(Библиографическое описание журнальной статьи)

Голубцов Александр Петрович

4 октября 2007 г.

(Библиографическое описание журнальной статьи)

Голубцов Александр Петрович

4 октября 2007 г.

(Библиографическое описание журнальной статьи)

Голубцов Александр Петрович

4 октября 2007 г.

(Библиографическое описание журнальной статьи)

Голубцов Александр Петрович

4 октября 2007 г.

(Библиографическое описание журнальной статьи)

Голубцов Александр Петрович

4 октября 2007 г.

(Библиографическое описание журнальной статьи)

Голубцов Александр Петрович

4 октября 2007 г.

(Библиографическое описание журнальной статьи)

Голубцов Александр Петрович

4 октября 2007 г.

(Библиографическое описание журнальной статьи)

Голубцов Александр Петрович

4 октября 2007 г.

(Библиографическое описание журнальной статьи)

Голубцов Александр Петрович

4 октября 2007 г.

(Библиографическое описание журнальной статьи)

Голубцов Александр Петрович

4 октября 2007 г.

(Библиографическое описание журнальной статьи)

Голубцов Александр Петрович

4 октября 2007 г.

(Библиографическое описание журнальной статьи)

Голубцов Александр Петрович

4 октября 2007 г.

(Библиографическое описание журнальной статьи)

Голубцов Александр Петрович

4 октября 2007 г.

(Библиографическое описание журнальной статьи)

Голубцов Александр Петрович

4 октября 2007 г.

(Библиографическое описание журнальной статьи)

Голубцов Александр Петрович

4 октября 2007 г.

(Библиографическое описание журнальной статьи)

Голубцов Александр Петрович

4 октября 2007 г.

(Библиографическое описание журнальной статьи)

www.bogoslov.ru

А. П. Голубцов Из чтений по церковной археологии и литургике

А. П. Голубцов

Из чтений по церковной археологии и литургике

СПб, 1917

Введение стр.9-35

Глава I. Археология, как наука; возражения против ее научной состоятельности; понятие об археологическом памятнике. Предмет церковной археологии и связь с последней литургики. Замечания об отношении древнехристианского быта к церковно-обрядовым формам. Как понимают науку церковных древностей на Западе. Вспомогательные научные отрасли церковной археологии; значение для разработки ее классической археологии и истории. Задача церковной археологии. стр.9-27

Глава II. Где, когда и кем положено начало собиранию и изучению памятников христианского искусства. Замечательнейшие из западных музеев христианских древностей. Собрания русских церковных древностей. Система монументального богословия проф. Пипера. стр.27-35

Краткий обзор дохристианских культовых сооружений. Почему церковное зодчество должно служить исходным началом чтений по истории церковного искусства. Краткий обзор дохристианских культовых сооружений: мегалитические памятники, обрядовые формы домашнего богослужения, особенности устройства первобытных храмов, греко-римские храмы. стр.36-53

Места молитвенных собраний христиан I-III веков. стр.54-86

Глава I. Молитвенные храмины и открытые христианские храмы первых трех веков. Собрания первых верующих в Иерусалимском храме и по домам. Положение и устройство первохристианского молитвенного помещения; приспособление его к потребностям богослужения. Как долго существовал у христиан обычай собираться по домам. Как рано появляются у христиан особые богослужебные здания. Исторические сведения о существовании, положении и внутреннем устройстве первых церквей на открытых местах. Возражения против существования за это время открытых храмов у христиан и разбор их. стр.54-68

Глава II. Происхождение, назначение и устройство римских катакомб. Исторические сведения и свидетельства о назначении катакомб. Связь катакомб с погребальными обычаями древних. Мнения о времени и способе образования римских катакомб, результаты исследований Росси по этому вопросу. Свидетельства о богослужебном назначении катакомб; их устройство. Насколько справедливо мнение, что катакомбные крипты представляют первообраз позднейших церквей. стр.69-86

Об отношении христиан первых веков к искусству вообще, к живописи в частности. Состояние классического искусства перед появлением христианства. Как относились к художественным произведениям апологеты, большинство членов христианского общества и еретические кружки. Положение искусства в первохристианском мире вообще. стр.87-105

Из истории церковной живописи. стр.106-309

Глава I. Общие замечания о развитии христианской живописи; три периода в ее истории. Живопись как украшение житейской обстановки и как средство для выражения религиозно-нравственных представлений у первых христиан. Живопись в христианских храмах и её религиозно-культовое назначение. Характер отношения к церковной живописи христианских писателей: Евсевия Кесарийского, Епифания Кипрского, оо. Эльвирского собора 306 года, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Астерия Ашасийского, Григория Двоеслова, Нила подвижника и других. Иконоборство, его отношение к церковному искусству и значение в истории последнего. стр.106-132

Глава II. Символический характер древнехристианской живописи и причины, его обусловившие. Отношение первохристианской живописи к античной; сюжеты, заимствованные из греко-римского искусства и их переработка в христианском (Орфей, феникс и др.) Символы христианского происхождения; сюжеты библейские и евангельские. Замечания о христианской символике в средние века. стр.133-163

Глава III. Собственные или исторические изображения на памятниках древнехристианского искусства. Описание некоторых из них; замечания о значении их в образовании иконописных типов. Изображения Бога Отца. Мнения некоторых учителей церкви о неизобразимости Его. Символическое изображение Бога Отца; позднее появление собственных изображений Его и главнейшие их типы. Изображения Иисуса Христа. Существование изображений Иисуса Христа в первые времена христианства у язычников, еретиков и православных. Мнения отцов и учителей церкви о наружном виде Спасителя. Идеальный тип Христа в катакомбном искусстве. Изображения Спасителя на памятниках византийского искусства. Восточное и западное предания о Нерукотворенном Образе. стр.163-193

Глава IV. О древнейших изображениях Божией Матери. Как рано становятся известными изображения Божией Матери. Катакомбные изображения Ее. Богоматерь в виде молящейся женщины (orantis). Богородица с младенцем Христом; изображение Богоматери в усыпальнице св. Агнессы. Византийский тип Богоматери. Предание о написании Ее иконы св. евангелистом Лукою; возражения против него и разбор их. стр.194-211

Глава V. Из истории изображений креста. Изображения креста в дохристианское время. Как рано христиане начали почитать крест. Причины сравнительно позднего появления изображений последнего на памятниках христианского искусства. Монограммы имени Христова (cruces dissimulatae). Главные виды прямого изображения креста. Символические формы распятия; представление распятия в собственном виде. Древнейшие распятия и их описания. Символика распятий. Из истории крестного знамения. стр.212-249

Глава VI. О греческом иконописном подлиннике. Существовал ли надзор за деятельностью живописцев к первенствующей церкви. Чем он был вызван впоследствии. Время появления толкового и лицевого подлинников; понятие о них Ерминия Дионисия Фурноаграфиота, их содержание и характер. Значение подлинника в истории византийской иконографии. стр.250-262

Глава VII. Из истории древнерусской иконописи. Зависимость ее от византийской. Рассказ Патерика о построении и украшении Великой Печерской церкви; преп. Алипий. Значение Киева и Новгорода в дальнейшей истории нашей иконописи. Краткие сведения о первых иконописцах, работавших в московских и владимирских храмах. Старец Андрей Рублев. Строгановские письма. стр.263-269

Глава VIII. Из истории древнерусской иконописи (продолжение). Древнерусский иконописец и перемены, происшедшие в его положении в XV-XVI вв. Взгляд Стоглавого собора на нравственные и умственные качества иконника и сущность иконописания. Пожар 1547 года в Москве и иконографические новшества. Возражения против них дьяка Висковатого. Собор 1554 года; объяснения свящ. Сильвестра. Отношение Зиновия Отенского и преп. Максима Грека к изображениям западного происхождения. Каким путем последние заходили на Русь. стр.270-283

Глава IX. Из истории древнерусской иконописи (продолжение). Влияние Запада на Русь и нашу иконопись в XVII в. Сетования по этому поводу составителя "Щита веры" и распоряжения патриархов Никона и Иоакима. Школа царских иконописцев; отношение ее к западным иконописным образцам. Послание изографа Иосифа. Направление, данное Ушаковым нашей иконописи. Церковно-правительственные распоряжения XVII в. относительно иконописания. стр.284-299

Глава X. Из истории древнерусской иконописи (продолжение). Происхождение и первоначальный состав древнерусского иконописного подлинника; дальнейшее осложнение его с расширением русского агиологического цикла. На основании каких источников создались подобия отечественных святых? Различие подлинников и время их появления на Руси. стр.300-309

Приложение: Археология погребальных обычаев. стр.310-371

Глава I. Как развивалось понятие о необходимости погребения умерших. Обряды погребения в греко-римском мире и у первохристиан. Погребение, как долг живых в отношении умерших, по воззрению древних. Ревность христиан к погребению умерших; побуждения к исполнению этого долга. Погребальные обряды у греков и римлян и в первохристианском мире: их сходство и различия. стр.310-325

Глава II. Места погребения у древних в связи с формой погребения. Катакомбы как места погребения у первых христиан; их происхождение, способ погребения у древних христиан. Характер орнаментации катакомб в связи с орнаментацией надгробных памятников и мест погребения у древних. Воззрения христиан на смерть по данным древнейших вещественных памятников; видоизменение этих воззрений в позднейшее время. Представления о смерти древних и позднейших христиан по письменным памятникам. стр.326-350

Глава III. О христианской надгробной эпиграфике. Эпиграфика, как отдел археологии; важность ее изучения. Признаки для определения древнейших надгробных надписей в катакомбах. Различия их по времени происхождения, способу исполнения и орфографии. Стиль эпитафий. Формулы и выражения, заимствованные из греко-римской терминологии. Постепенная выработка христианского стиля и отличительные черты христианских надписей. стр.350-371 

Приобрести электронное факсимиле книги А. П. Голубцова "Из чтений по церковной археологии и литургике" в формате Adobe Acrobat и высоком разрешении (2000х3000 пикселей) Вы можете в магазине Донецкой Христианской Библиотеки >>

www.greeklatin.narod.ru

Гостиная - Архив

Господа,

Может кому интересно будет, выложил на http://www.greeklatin.narod.ru отсканированную книгу А. П. Голубцова "Из чтений по церковной археологии и литургике". СПб, 1917

Введение

Глава I. Археология, как наука; возражения против ее научной состоятельности; понятие об археологическом памятнике. Предмет церковной археологии и связь с последней литургики. Замечания об отношении древнехристианского быта к церковно-обрядовым формам. Как понимают науку церковных древностей на Западе. Вспомогательные научные отрасли церковной археологии; значение для разработки ее классической археологии и истории. Задача церковной археологии.

Глава II. Где, когда и кем положено начало собиранию и изучению памятников христианского искусства. Замечательнейшие из западных музеев христианских древностей. Собрания русских церковных древностей. Система монументального богословия проф. Пипера.

Краткий обзор дохристианских культовых сооружений. Почему церковное зодчество должно служить исходным началом чтений по истории церковного искусства. Краткий обзор дохристианских культовых сооружений: мегалитические памятники, обрядовые формы домашнего богослужения, особенности устройства первобытных храмов, греко-римские храмы.

Места молитвенных собраний христиан I-III веков.

Глава I. Молитвенные храмины и открытые христианские храмы первых трех веков. Собрания первых верующих в Иерусалимском храме и по домам. Положение и устройство первохристианского молитвенного помещения; приспособление его к потребностям богослужения. Как долго существовал у христиан обычай собираться по домам. Как рано появляются у христиан особые богослужебные здания. Исторические сведения о существовании, положении и внутреннем устройстве первых церквей на открытых местах. Возражения против существования за это время открытых храмов у христиан и разбор их.

Глава II. Происхождение, назначение и устройство римских катакомб. Исторические сведения и свидетельства о назначении катакомб. Связь катакомб с погребальными обычаями древних. Мнения о времени и способе образования римских катакомб, результаты исследований Росси по этому вопросу. Свидетельства о богослужебном назначении катакомб; их устройство. Насколько справедливо мнение, что катакомбные крипты представляют первообраз позднейших церквей.

Об отношении христиан первых веков к искусству вообще, к живописи в частности.

Состояние классического искусства перед появлением христианства. Как относились к художественным произведениям апологеты, большинство членов христианского общества и еретические кружки. Положение искусства в первохристианском мире вообще.

Из истории церковной живописи.

Глава I. Общие замечания о развитии христианской живописи; три периода в ее истории. Живопись как украшение житейской обстановки и как средство для выражения религиозно-нравственных представлений у первых христиан. Живопись в христианских храмах и её религиозно-культовое назначение. Характер отношения к церковной живописи христианских писателей: Евсевия Кесарийского, Епифания Кипрского, оо. Эльвирского собора 306 года, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Астерия Ашасийского, Григория Двоеслова, Нила подвижника и других. Иконоборство, его отношение к церковному искусству и значение в истории последнего.

Глава II. Символический характер древнехристианской живописи и причины, его обусловившие. Отношение первохристианской живописи к античной; сюжеты, заимствованные из греко-римского искусства и их переработка в христианском (Орфей, феникс и др.) Символы христианского происхождения; сюжеты библейские и евангельские. Замечания о христианской символике в средние века.

Глава III. Собственные или исторические изображения на памятниках древнехристианского искусства. Описание некоторых из них; замечания о значении их в образовании иконописных типов. Изображения Бога Отца. Мнения некоторых учителей церкви о неизобразимости Его. Символическое изображение Бога Отца; позднее появление собственных изображений Его и главнейшие их типы. Изображения Иисуса Христа. Существование изображений Иисуса Христа в первые времена христианства у язычников, еретиков и православных. Мнения отцов и учителей церкви о наружном виде Спасителя. Идеальный тип Христа в катакомбном искусстве. Изображения Спасителя на памятниках византийского искусства. Восточное и западное предания о Нерукотворенном Образе.

Глава IV. О древнейших изображениях Божией Матери. Как рано становятся известными изображения Божией Матери. Катакомбные изображения Ее. Богоматерь в виде молящейся женщины (orantis). Богородица с младенцем Христом; изображение Богоматери в усыпальнице св. Агнессы. Византийский тип Богоматери. Предание о написании Ее иконы св. евангелистом Лукою; возражения против него и разбор их.

Глава V. Из истории изображений креста. Изображения креста в дохристианское время. Как рано христиане начали почитать крест. Причины сравнительно позднего появления изображений последнего на памятниках христианского искусства. Монограммы имени Христова (cruces dissimulatae). Главные виды прямого изображения креста. Символические формы распятия; представление распятия в собственном виде. Древнейшие распятия и их описания. Символика распятий. Из истории крестного знамения.

Глава VI. О греческом иконописном подлиннике. Существовал ли надзор за деятельностью живописцев к первенствующей церкви. Чем он был вызван впоследствии. Время появления толкового и лицевого подлинников; понятие о них Ерминия Дионисия Фурноаграфиота, их содержание и характер. Значение подлинника в истории византийской иконографии.

Глава VII. Из истории древнерусской иконописи. Зависимость ее от византийской. Рассказ Патерика о построении и украшении Великой Печерской церкви; преп. Алипий. Значение Киева и Новгорода в дальнейшей истории нашей иконописи. Краткие сведения о первых иконописцах, работавших в московских и владимирских храмах. Старец Андрей Рублев. Строгановские письма.

Глава VIII. Из истории древнерусской иконописи (продолжение). Древнерусский иконописец и перемены, происшедшие в его положении в XV-XVI вв. Взгляд Стоглавого собора на нравственные и умственные качества иконника и сущность иконописания. Пожар 1547 года в Москве и иконографические новшества. Возражения против них дьяка Висковатого. Собор 1554 года; объяснения свящ. Сильвестра. Отношение Зиновия Отенского и преп. Максима Грека к изображениям западного происхождения. Каким путем последние заходили на Русь.

Глава IX. Из истории древнерусской иконописи (продолжение). Влияние Запада на Русь и нашу иконопись в XVII в. Сетования по этому поводу составителя "Щита веры" и распоряжения патриархов Никона и Иоакима. Школа царских иконописцев; отношение ее к западным иконописным образцам. Послание изографа Иосифа. Направление, данное Ушаковым нашей иконописи. Церковно-правительственные распоряжения XVII в. относительно иконописания.

Глава X. Из истории древнерусской иконописи (продолжение). Происхождение и первоначальный состав древнерусского иконописного подлинника; дальнейшее осложнение его с расширением русского агиологического цикла. На основании каких источников создались подобия отечественных святых? Различие подлинников и время их появления на Руси.

Приложение: Археология погребальных обычаев.

Глава I. Как развивалось понятие о необходимости погребения умерших. Обряды погребения в греко-римском мире и у первохристиан. Погребение, как долг живых в отношении умерших, по воззрению древних. Ревность христиан к погребению умерших; побуждения к исполнению этого долга. Погребальные обряды у греков и римлян и в первохристианском мире: их сходство и различия.

Глава II. Места погребения у древних в связи с формой погребения. Катакомбы как места погребения у первых христиан; их происхождение, способ погребения у древних христиан. Характер орнаментации катакомб в связи с орнаментацией надгробных памятников и мест погребения у древних. Воззрения христиан на смерть по данным древнейших вещественных памятников; видоизменение этих воззрений в позднейшее время. Представления о смерти древних и позднейших христиан по письменным памятникам.

Глава III. О христианской надгробной эпиграфике. Эпиграфика, как отдел археологии; важность ее изучения. Признаки для определения древнейших надгробных надписей в катакомбах. Различия их по времени происхождения, способу исполнения и орфографии. Стиль эпитафий. Формулы и выражения, заимствованные из греко-римской терминологии. Постепенная выработка христианского стиля и отличительные черты христианских надписей.

pravbeseda.ru

Из чтений по церковной археологии и литургике

А. П. Голубцов

(отрывок)

Из чтений по церковной археологии и литургике: Литургика. – М.: Паломник, 1996. С.250–251.

Так, Серен, епископ Марсельский (VI в.), уничтожил в своей церкви иконы, признавши употребление их соблазнительным и опасным, и был вынужден на эту крутую меру суевериями, крайностями, в которые вдавались по отношению к ним некоторые из членов его епархии. Римский папа Григорий Двоеслов не одобрил поступка епископа Марсельского и послал к нему особое письмо, в котором объяснял, в каких видах благораумно и полезно допускать употребление икон и не лишать церковь этого украшения. Доводы эти очень любопытны для характеристики воззрений такого видного церковного деятеля, каким был папа Григорий Великий, и, вместе, разъясняют положение спорного вопроса. «Мне сделалось известным, — писал последний епископу Серену, — что ты, возбужденный неблагоразумною ревностию, разрушил изображения святых под тем предлогом, что им не следует поклоняться (ne adorari debuissent). За то, что ты запретил поклоняться им, мы тебя хвалим, а за то, что разрушил, порицаем. Скажи, брат, слыхано ли когда-нибудь о священнике, чтобы он поступил таким образом? Не должно ли было остановить тебя от этого поступка хотя то соображение, что ты не святее и не умнее прочих? Ибо иное дело поклоняться изображаемому, как Богу, и иное дело через изображение научаться и воздавать честь изображаемому. Что для умеющих читать письмо, то для неграмотных заменяют изображения. Не следовало разрушать то, что назначено в церкви не для поклонения, но для наставления (nоn ad adorandum, sed ad instruendum). Докажи, что ты предрасположен не против самых изображений на иконах, но против недостойного к ним отношения, а потому не препятствуй желающим делать изображения святых, но предостерегай от почитания самого вещества изображений». К той же категории данных нужно отнести и соображения, высказанные столетием с небольшим ранее Нилом Синаитом, подвижником V стол., также в письме к епарху Олимпиодору. Только здесь точкою отправления для рассуждений об иконах послужило негрубо-чувственное и суеверно-подозрительное к ним отношение, которое нужно было рассеять, но явление несколько иного свойства — крайнее усиление религиозной внешности, чрезвычайное к ней усердие, выразившееся в излишке живописных украшений. Епарх Олимпиодор, один из важных сановников империи, задумал устроить храм в честь мучеников и свое мнение о плане церкви, а главное — ее внутреннем убранстве, сообщил Нилу подвижнику, которого уважал как своего наставника, прося у него совета насчет росписи храма. Последний, по мысли строителя, должен был заключать в себе следующий круг живописных сюжетов. В алтарь он хотел поместить изображения Христа и мучеников, а в самом храме по стенам изобразить ловлю зверей, спасающихся бегством зайцев и серн, мережи, извлекающие рыбу из моря, — словом развернуть целый ряд пейзажей и сельских картин. Эта пестрота изображений не понравилась Нилу. Строгий аскет и враг всякого излишества, он не одобрил подобного разнообразия сюжетов и поставил на вид Олимпиодору, что такая разнохарактерность и роскошь в украшении храма могут вредно подействовать на душевное расположение молящихся в нем, станут противодействовать целям религиозного назидания. «По моему, — рассуждал подвижник, — есть немало неразумного и детского в этом намерении отягощать или услаждать глаз присутствующих таким великим множеством изображений. Для установившегося и зрелого религиозного смысла прилично и достаточно во святилище, к востоку от божественнейшего жертвенника (τεμένους) изобразить один только крест и более ничего (ενα και μόνον σταυρόν), ибо одним спасительным крестом уврачеван человеческий род и отчаянным повсюду возвещается надежда», а стены храма украсить священными изображениями. «Пусть рука живописца, — писал он, — наполнит храм историями ветхого и нового завета, — для чего? Чтобы и те, кто не знают грамоты и не могут читать божественных писаний, рассматривая живописные изображения, приводили себе на память мужественные подвиги искренно послуживших Богу и возбуждались к соревнованию достославным и приснопамятным доблестям, по которым землю обменяли на небо, предпочтя видимому невидимое». Украшение крестами и священными историями рекомендовал Нил и для церковного притвора. По мысли его равно, как св. Григория Великого и других лучших моралистов того времени, иконы должны быть допускаемы в церквах в видах религиозно-нравственных, как могучее воспитательное средство и весьма полезный обычай, наряду с чтением Писаний и церковного проповедью. Примеров злоупотребления живописным искусством в быту церковном, подобных отмеченным в письмах Григория Великого и преп. Нила Синайского, можно было бы привести и еще несколько. Старые протестантские писатели очень старательно их собирали и в свою пользу комментировали, но серьезного вывода из них, строго говоря, нельзя сделать никакого ввиду целого, длинного ряда неопровержимых фактов разумного и совершенно законного отношения к иконографии и пользования ею. Известная истина, что тень так же стара, как и свет... Факты указывают только на то, что на пространстве нескольких столетий были разные направления в решении трактуемого вопроса, и из столкновения и борьбы вырабатывалась истина, постепенно выяснялось и определялось то среднее нормальное течение, по которому всегда движется историческая жизнь.

frateroleg.name


Смотрите также