Голубец старообрядцы


Деревянные голубцы

Как несомненен тот факт, что помимо каменных саркофагов на Руси существовали бесчисленные деревянные гробницы, так очевидно предположение о том, что наряду с крестами каменными существовали и кресты деревянные, не дошедшие до нас в своих древних образцах, но преобладавшие количественно благодаря доступности и дешевизне дерева на Руси.

На современных кладбищах часто можно встретить обыкновенный надмогильный восьмиконечный крест из дерева, который покрыт двумя тесинами, спускающимися от его верхнего конца по обе стороны вниз под углом и опирающимися на концы среднего перекрестья, отчего как бы образуется кровля для всего креста. Эта конструкция, несомненно воспроизводит один из старых типов надмогильных крестов. Его обычно называют "голубец", но, по-видимому, это уже упрощенный вариант древней модели, подчиненный форме канонического креста, тогда как собственно голубец, судя по редким дошедшим образцам, крестом не являлся, хотя на нем и укрепляли позднее крестики или иконки, дабы придать ему "христианский" вид.

Типы голубцов XVIII-XIX веков

Более ста лет тому назад Л. В. Даль (сын автора "Толкового словаря"), изучая русскую старину, писал о деревянных голубцах, что начало их "восходит, быть может, к тому времени, когда этими эмблемами христианства стали заменять языческие могилы и столбы, о которых упоминает Нестор-летописец" (Л. В. Даль, Древние деревянные церкви в Росии. - Журн. "Зодчий", Спб., 1875, вып. 6, стр. 79 и лист илл. 30-а и 30-б. Уже в наше время, реконструируя "Повесть временных лет". Б. А. Рыбаков в своей книге "Древняя Русь. Сказания, былины, летописи" (М., 1963, стр. 238) цитирует Нестора, писавшего об обычаях радимичей, вятичей и кривичей, "не ведающих закона божия", сжигавших своих мертвецов и собиравших кости в посудину, которую ставили "на столпе, на путех"). На эту мысль Л. В. Даля навели памятники из Костромской губернии Ветлужского уезда. Здесь между деревнями Уренём и Золотовом стояли старые могильные знаки в виде круглого столба с затесанными восемью гранями, с перехватом, образующим две балясины, завершенные киотом под двускатной кровлей, с иконкой внутри. Однако такой столбик крестом не был.

Деревянные художественные знаки такого же типа интересовали и А. А. Бобринского (См.: А. А. Бобринский, Народные русские деревянные изделия, М., 1911-1914 (вып. IV, табл. 52; вып. X, табл. 145)), который находил их на старых погостах в Тотемском уезде Вологодской губернии, в Каргопольском уезде Олонецкой губернии, в Кемском уезде Архангельской губернии-то есть на русском Севере, земли которого в удельные времена входили в круг земель, плативших дань "Господину Великому Новгороду". Бобринский опубликовал и тип деревянного надгробия, который, видимо, является историческим предшественником голубцов и который Бобринский именует "срубец". Такие "срубцы" попадались ему также в Вологодских землях на заброшенных сельских кладбищах. Они представляют собой квадратный, размером примерно с колодезный, сруб из нескольких венцов под двускатной кровлей, без окон и дверей. Такое низенькое и приземистое сооружение, установленное над могилой, иногда сопровождается стоящим рядом столбиком-голубцом.

Из древних легенд мы узнаем, что такие "срубцы" известны были, как форма, еще в домонгольский период. Так, суздальский князь Даниил Александрович, спасаясь раненым от преследовавших его Кучковичей "и не имея где прикрытися[...] найдя в той дебрии струбец мал стоит, под ним же прежде погребен бысть ту некоторый мертвы человек", спрятался на ночь в этом убежище. Легенда восходит к 1180 г. (См.: М. Я. Тихомиров, Древняя Москва XII-XV вв., М., 1947, стр. 217-219. Возможно, что срубы древнее даже курганов (см.: Б. А. Рыбаков, Киевская Русь. - В кн. "История СССР", т. 1, М., 1966, стр. 505). Однако сохранились они до XX в. Так, еще их видел поэт М. В. Исаковский в пору своей юности в селе Зарубинки Касплянской волости Смоленской губернии (см.: М. Исаковский, На Ельнинской земле. - Журн. "Новый мир", 1969, № 8, стр. 143 и 147)).

Подобные типы памятников находил и И. В. Маковецкий (См.: И. В. Маковецкий, Заметки о памятниках деревянной архитектуры Поволжья. - В кн. "Сообщения Института истории искусств", т. 1, М., 1951, стр. 45-47) уже в послевоенные годы на левом берегу Волги, у деревни Осинки Городецкого района Горьковской области. На старообрядческом кладбище он видел срубы из брусьев, срубленные "в обло", под двускатной крышей. Почти при каждом стоял в изголовье голубец, нередко имевший тонкую художественную резьбу и даже окраску. Срубов было довольно много, иные уже обрушились и осели. Разбросанные в глухом сосновом лесу Заволжья, они производили весьма сильное романтическое впечатление. Здесь древняя идея об обиталище души умершего воплощалась в памятниках вряд ли старше XIX в., но с прежней поэтической силой.

Само слово "голубец" (по старой транскрипции "гълубец") И. А. Шляпкин (См.: И. А. Шляпкин, указ. соч., стр. 5-8) производит от слова "глубина". На Руси оно имело два значения: надмогильный памятник и пристройка-ларь в избе у печки, закрывающий спуск в подполье. Следовательно, смысл обоих значений связан был с понятиями "глубина", "яма", "могила". Если при этом учесть, что ларь-голубец в избе у печи, по народным славянским поверьям, обычное место пребывания домового, место семейного культа огня и духа-предка (не трансформация ли это римских ларов - хранителей очага?), то семантика этих понятий приобретает глубокую и древнюю мифологическую окраску. Может быть, поэтому официальной церковью (по сообщению Л. В. Даля) голубцы и были запрещены и сохранились только в глухих лесных окраинах преимущественно у старообрядцев.

Как и каменные кресты в Новгородских землях, северные деревянные голубцы бывали надмогильными, поклонными и придорожными. Они тянутся от Среднего Поволжья дальше на север. И чем дальше от городов и ближе к северу, тем любопытнее эти произведения народного искусства.

Известный знаток русского деревянного зодчества Н. Н. Соболев так описывал голубцы: "Нижняя часть деревянного столба, вертикальная, несущая киот, обработана в виде кубцов, кругликов, маковиц с разнообразной формы перехватом. Наиболее сохранившим свои старые голубцы является кладбище XVIII в. Данилова скита в Повенецком уезде Олонецкой губернии, где к резьбе примешивается удивительно яркая раскраска, создающая среди хвойного леса какой-то сказочный "городок мертвых" (Н. Н. Соболев, Русская народная резьба по дереву, М., 1934, стр. 136-140). Собравший большой материал в этой области Н. Н. Соболев утверждал, что на Крайнем Севере, приближаясь к Мурманскому побережью, голубцы становятся все выше, что объясняется обычными для тех мест глубокими снегами, в силу этого они делаются как бы вехами на занесенных дорогах. Такими были голубцы на Соловецких островах в Коневском скиту.

Экспедиция Академии наук СССР под руководством И. В. Маковецкого изучила старое село Шуерецкое на западном берегу Белого моря. Село это было вотчиной Соловецкого монастыря; ранее же оно, видимо, входило в сферу влияния Новгорода, так как самая старая церковь в честь популярной в Новгороде Параскевы Пятницы (1666) созидалась "по грамоте Новгородского архиепископа". В селе была не одна, а три церкви, что говорит о его больших размерах.

В селе всегда жило много старообрядцев, ревниво сохранявших свои обычаи, быт, старинные дедовские обряды и установления. На старообрядческом погосте этого села и были обнаружены редчайшие образцы голубцов в виде столбиков с киотами - как пример народного искусства резьбы и тёски по дереву. Наиболее часто они обработаны резными бусинами, веревочками, горбыльками, желобками, городками и другими мотивами, встречающимися и на самых древних памятниках и на современных избах Заонежья. И. В. Маковецкий делит эти голубцы на два типа: круглые - из бревна, обработанные со всех сторон, и плоские - из доски, с резьбой по контурам и основной плоскости. Наиболее старые из них - столбики-балясины круглой формы - бытовали на погостах до середины XIX в. Интересны в художественном отношении круглые и четырехгранные столбы, обычно состоящие из трех частей. Основание их, сохраняющее форму необработанного бревна, почти целиком уходит в землю; выше идет собственно ствол, которому плотник и резчик уделяли наибольшее внимание, обрабатывая его всякий раз по-своему; наконец, верхняя часть - киот, покрытый двускатной кровлей из двух тесин, по верхнему шву закрытых коньком, а на концах изукрашенных резьбой. На киоте обычно врезано распятие или иконка поморского бронзового литья. Внутреннего углубления для лампады киот не имел.

Со второй половины XIX в. развитие получили столбы плоские, сделанные из толстой доски. Они были несколько иными по обработке, хотя в целом сохранялась та же трехчастная композиция. Основание украшалось вертикальными бороздками, а порой и росписью, повторяющей силуэт доски. За шейкой-перехватом шла центральная часть, имеющая овальную, реже грибовидную форму; под киотом вырезались два красивых завитка - нечто вроде волют на капители. Здесь же помещалась надпись - имя умершего и даты.

Киот в столбиках этого типа был наиболее украшенной частью: на нем помещался резной крест, вокруг креста шла резная или расписная рамка, вниз спускался резной подзор, резьбой же завершались концы двускатного покрытия. Все это венчал фигурный или раскрашенный конек. Наиболее старые плоские столбики иногда обрабатывались неглубокими круглыми дырочками, растительным орнаментом и геометрическими звездообразными рисунками вроде солярых знаков.

И. В. Маковецкий вслед за Л. В. Далем также выводит подобные конструктивно-декоративные формы из древнейших столбов на языческих мольбищах дохристианской эпохи. Приемы их исполнения устойчиво сохранялись и передавались из рода в род, из поколения в поколение. Село Шуерецкое славилось на весь Север Руси от Архангельска до Печоры своими плотниками и резчиками. Они строили рыбачьи баркасы, рубили избы, резали голубцы на погостах. Местные жители до сих пор помнят мастеров Зосиму, Григория Хлынова, Матвея Сименкова, Михаила Богданова и многих других (См.: И. В. Маковецкий, Памятники народного зодчества русского Севера, М., 1955, стр. 56-63).

studfiles.net

Староверческие сокровища из Карелии - ПУТЕШЕСТВИЯ ПО РУССКОМУ СЕВЕРУ

В укромных местах — по чердакам, на поветях, в дровяниках — спрятаны уникальные староверческие сокровища. Это намогильные старообрядческие деревянные резные кресты. Памятники эти необычайно ценны, самобытны и редки. И их вполне можно назвать своеобразным «деревянным золотом». Чудесное собрание таких крестов есть в кемском Успенском соборе, обычно он закрыт и попасть туда не так просто, но во время одной из поездок мне удалось просочиться внутрь этого древнего храма XVIII  века.

Другие названия подобных крестов — столбец, голбец

На Руси слово «голубец» имело несколько значений. Первое, надмогильный памятник. Второе, конструкция, закрывающая спуск в подпол (где обитала всякая нежить). Все эти значения восходят к  «глубине», «могиле».

Голубцы были запрещены православной церковью. Может быть это было связано с гонениями на староверов, а может и с языческими корнями традиции установки голубцов.

В Карелии кресты-голубцы получили широкое распространение, да и старообрядчество здесь было сильно. Такие кресты часто становились объектом внимания ученых, например, экспедиции Академии наук СССР под руководством И. В. Маковецкого в село Шуерецкое на берегу Белого моря (бывшая вотчина Соловецкого монастыря).

Тогда были обнаружены и зафиксированы редчайшие образцы голубцов в виде столбиков с киотами, они были обработаны резными бусинами, веревочками, горбыльками, желобками, городками и другими мотивами, встречающимися и на самых древних памятниках и на домах  Заонежья.

Сам собор, где лежат грудой кресты — большая достопримечательность. Построен был в начале XVIII века. Сейчас довольно хорошо сохранился, благодаря реставрации 60-хх гг ХХ века, выполненной Ополовниковым.  Высота храма 35,5 м.

Сейчас собор передан Кемскому Благовещенскому монастырю.

Есть в храме и часовне рядом  другие кресты, не менее интересные.

Один из приделов храма.

Также внутри сохранился деисусный чин иконостаса .

А это трапезная. «Здесь обсуждались вопросы о постройке кораблей и товарных складов, разгорались споры между торговыми людьми и рыбаками. «Мирскому духу» трапезной соответствовало и ее убранство: струганые стены, простые без «опушки» скамейки, скупо порезанные столбы и две печи в углах, примыкающие к сеням (в настоящее время не существуют). Из трапезной можно пройти в те три «столпа», которые ее окружают» (И.А. Бартенев, Б.Н. Федоров. Архитектурные памятники Русского Севера).

Сейчас собор реставрируют и попасть внутрь вряд ли удастся, но к зиме 2017 года ее обещают завершить. Не знаю, будут ли кресты-голубцы на месте. Надеюсь.

Использование фотографий только с моего согласия

kamelopardalis.ru

О староверах на Нижегородчине: Комаровский скит и скит Новый Шапран

    Впервые слово "скит" я услышал когда, когда начал заниматься кладоискательством. Сначала я не понимал вообще, что это такое, но многие копари очень любили бродить с металлоискателями в районе скитов, поэтому у меня сразу сложилось впечатление, что это были довольно богатые поселения. Позже я, конечно, разузнал, что это такое: скит - это своеобразное поселение, как правило уединенное и монастырского типа. 

    Скажу сразу, местоположения их я раскрывать не буду, найти их довольно сложно. Но можно при желании. Поэтому те, кому это надо сами найдут, это не секретная информация. Но, ещё раз, покататься и побродить на нашим полям-лесам мне пришлось порядочно.  Причем местные жители часто и сами не знают, что живут рядом с бывшими скитами - и это понятно - часто он них остается только ветхое кладбище, а то и просто пара голубцов да прудик. Но гуляя по таким местам невольно ощущаешь чувство какой-то запредельной древности. Знаете, у меня такого не было даже внутри пирамид, а гуляя по комаровскому кладбищу - было. Тут ты прикасаешься со своей родной историей, уже далекой, но все ещё доступной. Только ради этого следующим летом я продолжу искать оставшиеся скиты и делать про них репортажи.

    Ну все, хватит лирики, давайте немного окунемся в историю и посмотри, что же осталось от прошлых центов старообрядчества в России      

    

    На нижегородской земле было очень много скитов, и все они неразлучно связаны с таким событием 17 века, как раскол Русской равославной церкви. Я не ставлю цели подробно рассказать о причинах раскола, если кто-то этим заинтересовался, можно почитать многочисленную литературу и информацию в интернете - её довольно много. Однако про сам раскол и его последствия я немного расскажу, чтоб вы представляли себе общую картину происходящего, без этого трудно будет полностью представить жизнь скитов до их разрушения. Я не историк и не религиовед, поэтому расскажу все "на пальцах"

    Как известно, 17 век в России был веком, когда начала править новая династия царей - Романовы. После польской интервенции в стране царила разруха и хаос, государство практически заново строилось. В середине 17 века оно более менее поднялось с колен, разогнав оставшихся иностранцев и лжецарей. На этом фоне в духовенстве появилась группа так называемых "боголюбцев", которые боролись как за чистоту нравов, так и за верховную власть церкви в обществе. Среди них было много впоследствии известных людей - Неронов, будущий патриарх Никон, главный мыслитель старообрядчества Аввакум и  некоторые другие. Да, начинали они вместе и идеи у них были одинаковые, но немногим позже их взгляды разошлись - Никон, со временем приблизившийся к царю Алексею Михайловичу, был довольно властолюбивым человеком, мечтавшим о воцарении  православной державы - Руси как преемницы единственно правой веры  - византийской. Царь сначала поддержал эту идею,  призвал греческих церковников, чтоб те якобы привели русскую веру, давно ушедшую от канонов византийской, к канонам своей прародительницы. Однако греки сами давно отошли от византийской веры, как утверждают многие ученые, в русской вере было намного больше старины и ортодоксальности, нежели в новогреческой. Реформа была принята. Касалась она правки книг, богослужений, церковных обрядов и прочего. Все эти  реформы были приняты в 1650-1660 годах, когда Никон был поставлен патриархом Руси.

    Именно эта реформа и вызвала раскол в церкви: те, кто не принимал новые книги и богослужения назывались раскольниками. Фактически приверженцы старой веры были объявлены вне закона. Сам же Никон, из-за своего характера, желания преобладания церкви над светской жизнью в стране, очень скоро лишился сана и был сослан в монастырь. При пересылке из одного монастыря в другой бывший Патриарх скончался...

   После этого стали образовываться всевозможные деления на толки, основными были беспоповство и поповство. На самом деле эти толки тоже делились на огромное количество более мелких (нетовцы, федосеевцы, даниловцы, спасовцы и другие). Разница их была в том, что беспоповцы не признавали священство, которое бало рукоположено после раскола, а поповцы - принимали, причем часто "беглых" священников от новой церкви. Основным центром поповства был нижегородский край, а беспоповцы в основном проживали в северных областях страны

    Бывшие "коллеги" Никона были также сосланы в дальнюю ссылку на север. Большинство из них держали в темных землянках, пытали, морили голодом, но все равно такие люди, как Аввакум и оттуда рассылали свои послания по все Руси. Кстати, большинство из них до самой смерти надеялись, что царь отменит эти нововведения и восстановит старые порядки. Царь не отменил. Аввакума, как и многих других старообрядцев, казнили...

    До сих пор РПЦ служит по исправленным книгам и новым канонам, правда сейчас Русская Православная Старообрядческая церковь не находится в гонении и любой человек моет стать её прихожанином. 

    Но не всегда было так. При Алексее Михайловиче их пытали, казнили, выдирали ноздри...  При Петре, в детстве сильно напуганном стрелецким бунтом (практически все стрельцы были приверженцами старой веры), их также выслеживали, облагали огромными дополнительными налогами (на бороды, на старорусскую одежду...). Многие из старообрядческих толков даже считали его антихристом. Особено после так называемого "питиримого разоренья", когда патриарх Питирим прошелся по скитам и многие из них разрушил, выгоняя жителей по деревням, а то и загоняя в тюрьмы. Правда позже, когда Петр понял, что большинство крупных промышленников и купцов тоже старообрядцы и приносят неплохой доход казне, немного смягчился к ним. Но все равно, до эпохи Екатерины II они были фактически вне закона.

    Екатерина официально признала старообрядчество и даже насильно переселяла многие крупные заграничные поселения старообрядцев обратно в Россию (а за время гонений их за границей образовалось очень немало.)

    Вторым гонителем старообрядчества стал Николай I, который также посылал "разорять" керженецкие скиты, и не кого-то, а того самого Мельникова-Печерского, так хорошо описавшего быт и нравы старообрядческой среды в своих "В лесах" и "На горах"! Да, именно он, как бы казалось, любитель всей этой старины, заправлял николаевскими гонениями старообрядцев в нижегородской крае.

    Почему именно нижегородский? Потому что, как я уже сказал, у нас, на реке Керженец, был центр поповства. Скиты тут появились еще до раскола, например Смоьяны, котлрые прошлым летом я так и не нашел.

Карта тех мест 1735 года

Кучер, возивший Мельникова-Печерского

Сегодня я расскажу про 2 скита: самый крупный, Комаровский, и поменьше, Новый Шарпан.

Вот так сегодня выглядит Комаровский скит. Ничего, кроме двухметрового креста в поле овса и не напоминает о том, что когда тот тут было большое поселение. Здесь стояло  около 50 обителей в которых проживало более 2000 человек.

    Основан скит был в конце 17 века неким Комаром - отсюда и название. Как и многие другие керженецкие скиты, был разрушен во время питиримого разоренья, но при Екатерине вновь отстроен. До московской чумы 1771 года про него практически никто не знал, но в этом году сюда пришли люди, сделавшие его знаменитым на всю Россию: Иона Курносый и Манефа Старая.

    Кстати, именно Комаровский скит - одно из главных мест, где проходят события, описанные в книге Мельникова-Печерского "В лесах"!

Фотография скита конца 19 века

Сейчас от него осталось только кладбище на берегу ручья.

Всего в Комаровском скиту в разное время было три Манефы, это могила последней из живущих там - в 1927 году скит был полностью расселен...

Поваленная сосна, кору которой грызли, так как считали чудодейственной и помогающей избавиться от зубной боли

Сейчас от могилы Ионы Курносого остался, как говорят, только крест, который я, кстати, так и не смог найти. Его могила является местом поломничества старообрядцев

Везде ещё видны домовые ямы - когда-то тут стояла изба

А на этом месте был пруд

Но главным местом поломничества является могила Манефы Старой, при которой скит и возвысился. Сейчас она выглядит вот так

Надгробье с трудночитаемыми буквами

А вот фотография начала 20 века

Рядом установлен деревянный крест.

Манефина обитель, конец 19 века

Везде около скита виднеются небольшие ямки - это кладоискатели надеялись найти потерянные монеты, пуговицы, крестики - людей ведь тут было много, но ещё больше приезжало поклониться матушке Манефе

    Скин Новый Шарпан не такой старый и был основан в середине 19 века после "выгонки" Старого Шарпана - одного из первых скитов на Керженце.  Основан он был у могилы преподобной Фервонии, которая, по поверью, источала в первый лень Пасхи целебную воду. Скит был закрыт в 1928 году... Сейчас он выглядит вот так. Да, небольшой лесок в огромном поле

А вот фотография его конца 19 века

Этот скит я очень долго искал и наткнулся на него лишь благодаря этому пруду - ну не бывает просто так в поле таких водоемов!

Немного походив вокруг да около я нашел и могилу Февронии

А в 19 веке она выглядела совсем по-другому

Сейчас кладбище огорожено ветхим забором, через который просматривается старое кладбище

Видите на заднем фоне теже ворота? Только тополя ещё молоденькие...

Вскоре нахожу и сам указатель скита

Ну на первый раз это все, в следующий раз расскажу, если интересно, ещё про три скита, которые мне удалось найти в нашем заволжье

cheger.livejournal.com

Денис Захаров. Колесо Сансары. Часть 1-А.: ele_na_61

         Здесь попытка законспектировать основные моменты шедеврального фильма-расследования Дениса Игнатенко. В нём он раскрывает тайные коды архитектуры и в очередной раз представляет нам факты о том, что вся официальная история - ложь, маскировка грандиозных событий, о которых нам почему-то запрещено знать.            Ссылка на видео - https://www.youtube.com/watch?v=Dbt81IcHeqI

         Рассматривая и изучая архитектуру по старым кирпичным строениям, долго пытался понять, кто и зачем так искусно выводил такие рельефы?       [Spoiler (click to open)]          Ведь это очень сложно, трудоёмко и увеличивает расход материала. В байки в то, что раньше жили люди, которым нипочём было пирамиды зубилом долбить, выводить блоки для построения таких высоченных замков, я ни на грамм не верю.           Замечу, что большинство замков и соборов построено не из обожжённого кирпича, а из идеально подогнанных каменных блоков.             И если взять количество обработанных кирпичей в Европе, России, да взять тот же Питер, то Египет покажется детским садом. Когда говорят, что эти замки строили сотни наёмных безграмотных рабочих…то звучит это просто смешно …У них в то время не было ни производств, ни станков, ни фур, ни товарных составов, ни ручного инструмента… 23                           23                                                                                                                24                            А как они на коленке (?) делали столярные изделия, те же двери и окна? Речь идёт про средневековье, эпоху возрождения (подозрительное название!). Да и до открытия электричества было ещё далеко. Странно, то об этих вещах никто даже не задумывается!.. А ведь в одном оконном сочленении десятки элементов – проушины, пазы, декоры, элементы. Одно дело – мебель эксклюзив так сказать вручную строгать стамесками, скрипку Страдивари полгода стёклышком выводить, а другое – полсотни рам, соблюдая все размеры, допуски и технические свойства – я это про замки и соборы говорю,24 а не про бараки для бедноты…           Это же касается и многих других элементов декора... А вроде бы нет ни училищ по ремёслам, ни архитектурных институтов. 25                                                                                                                       25                                                                                                           26                 А глядя на качество современных построек, начинаешь думать, что мы деградируем, а не развиваемся в техническом плане.26            Но вернёмся к кирпичной кладке, которая удивляет свое красотой и уровнем мастерства рабочих, которые её выкладывали 27                                                                                           27                                                                                                               28                                                                                         29              Разглядывая качество и уровень подобных шедевров, в голове просто начинают скрипеть шестерёнки… А для каждого такого шедевра ещё использовались и элементы декора, изготовленные специально для каждого строения. Сейчас, конечно, тоже можно в интернете найти и заказать для своего дома много разного декора. Но эти производства сотрудничают с тысячью других предприятий – химическими, к примеру, и всё это связывает глобальная торговая сеть. Но какие заводы во времена Ивана Грозного поставляли подобные элементы для строительства крепостей, зданий, храмов? 28 Большой интерес вызывают скруглённые кирпичи, кирпичи определённой формы и определённого цвета. И конечно же всё это должно включать в себя – тонны бумаг – проект, чертёж, договора с поставками, сметы по материалам. 29

                            30                                                                                                        32          Просто немыслимое количество чертежей, в которых должны участвовать десятки инженеров и архитекторов. Расходы на транспортировку, утверждение проектов с заводами, инспекции, проверки – это целая инженерно-архитектурная махина, от которой должны были остаться просто вагоны документов, не говоря уже о внутренних коммуникациях, сантехнических элементов и внутренних отделочных работах… Это всё очень интересно и заставляет задумываться.30            Данное разбирательство я начал, потому что мне была интересна общая нить, которая связывает всю эту архитектуру, нить, которая тянется сквозь время и всю планету. И это не та нить, о которой нам рассказывают официальные институты. 32

           33                                                                                     35                                                                              36          Официалы рассказывают, почему существуют одинаковые элементы декора по всей планете – потому что издавна существовала так называемая единая архитектурная школа….. 33   Но как такое строительство вдруг стало экономически невыгодно? И оставаясь исключительно как памятники для любования? 35         Т.е. для нашей технической транспортной технологической цивилизации это всё тяжело и неудобно. 36 А для людей, которые задницу научились подтирать только с появление газет, это было нормой!! Вот такой вот парадокс.

           Ну бог с ним. Главное, что я обнаружил – это архитектурная логика единства по всему миру.Вот пример здания, которое смотрится совершенно неестественно на фоне заводской инфраструктуры. 37

          37                                                                                                      38                                                                                         39           Архитектура этого объекта напоминает стилистику знакомых и совершенно других по применению объектов.      Другой пример – завод в   Литлгол. (?) Меня интересует декоративные элементы здания, а именно арочные окна, арочные двери, круглые окна, форма строения крыш и схожесть данных деталей с другими зданиями на заводах и не только… 38 Часто встречаются детали, выполненные из бетона и даже со снятыми фасками.39           Из истории бетона: Википедия -«железобетон запатентован в 1867 году». Там же о бетонных элементах, использованных при строительстве Царскосельского дворца в 1802 году. Но по сути официальщики придумали разные даты, которые ничем не подтверждаются… А в 1867 году тот ж Монье получил патент на ж/б мост, ж/б шпалы, ж/б перекрытия, балки, своды и трубы!.. Ещё из Вики – "в России в начале ХХ века построена первая ж/б церковь. И только в начале ХХ века ж/бетон стал наиболее распространённым в строительстве материалом".           Но по моему глубокому убеждению, железобетон использовали ещё с глубокой древности. Свидетельства бетонной отливки есть даже на египетских пирамидах… На форумах альтернативщиков велись ожесточённые дебаты – одни за то, что всё делалось из камня и резалось фантастическими пилами, а другие рвали свои волосы за то, что всё лилось из бетона. 40  41  Но все исходили из того, что всё это делалось технически развитой цивилизацией. Но парадокс – обе теории исключали друг друга! – продвинутая цивилизация режет камень алмазными сверхпилами, но не знает и не пользуется железобетоном! 42 И наоборот! А по мне технически развитая цивилизация должна уметь всё. И знать куда что лучше применить.           40                                                                            41                                                                                  42          Австралия, Литлгол. Что мы видим – руины завода и бетонные балки и остатки явно армированного бетонного элемента. Тот же завод с другого ракурса. Мы видим арочные окна и окна с опорными балками. Вопрос – зачем делать арочные окна? А также круглые окна? Как нам объясняют, в старину использовались арочные элементы, как надёжные и выдерживающие разные нагрузки. Но почему же нельзя было использовать бетонные балки, швеллер и металлический уголок? Зачем использовать такие сложные конструкции, усложняя задачу столярам, которым придётся изготавливать арочные двери? А также выполнять сложные радиальные элементы, которые в разы сложнее просчитывать, центровать и делать обклад? 44 При том, что есть образец более простого конструктивного решения… Зачем нужно строить и закладывать круглые окна?45 (16.57)                                  44                                                                                                                 45            Для того, чтобы понять логику архитектуры древних мне пришлось затронуть ещё одну побочную тему – коньковые крыши, их практичность и общий архитектурный смысл… Эти крыши настолько вошли в наше подсознание, что сразу при слове «дом» у нас рисуется картинка с подобной крышей. Этот тип и форма крыши прошли через столетия и не вызывают никакого отторжения…            Но давайте разберёмся. На всевозможных сайтах можно увидеть тысячи вариантов строительства крыш с подобным решением, стропила, балки… 46 Конструкция хоть и кажется простой, но имеет массу недостатков по сравнению с плоскими или односкатными крышами. Во-первых, чердак не очень удобен – ограничен доступ к разным частям строения. 2. Сам конёк нужно дополнительно изолировать. 3. Центральное ребро требует специального углового соединения. 4. Требуются дополнительные опорные столбы. 5. Оформление торца….             Не нужно быть гением, чтоб понять, что такие крыши гораздо дороже и сложнее, чем простые плоские и односкатные крыши… Но строят именно коньковые. И в некоторых зданиях эта форма специально выведена и подчёркнута, так же как и дугообразные элементы на окнах с дугообразными проёмами. Я уже не веду речь о технических и бюджетных сторонах вопросах. По всему миру стоят здания, где есть одновременно и плоские и конические и куполообразные профили крыш.             46                                                                                                  47                                                                                                 4947 49 50     И этот элемент мы наблюдаем во множестве зданий, и даже там, где он практически не нужен. 51   52

                50                                                                                                   51                                                                                    52          …Я думаю, ч то слово коньковая произошла от слова конус. А само слово конус – от слова «кон». Из Википедии – «кон» во многих языках означает сопряжение, соединение, связь, черта, зона, важное место, угол, конец и предел.          Голубец – деревянное сооружение, таинственные кресты на кладбищах. 53 И что мы тут видим – ту самую сакральную символику, которую помнили ещё наши прадеды. Но которую долго и упорно вычленяли из нашей памяти. Из Вики – «голубец – крыша на могильном или поклонном кресте, или надгробный памятник в форме избушки. Символически – дом умершего человека. И самое интересное – «были запрещены, но встречаются на старообрядческих захоронениях. «Были запрещены» - за что, почему? Что такого страшного в этих голубцах?          Ещё название – голбец. В Вики – « считается имеющим помимо утилитарного сакральный смысл – связь мира живых с миром предков.         Смотрим дальше – коробовый голубец над фреской Владимирской Божьей матери – Успенский собор московского Кремля. 54 Дальше – килевидный голубец над фреской «Древо иссеево». 55                                                  53                                                                       54                                                             55            Надгробный памятник голубец, старообрядцы, русский север 56. Крест голубец над местом убийства князя Сергея Александровича.57                                                                       56                                                                                          57                                 58                                                                                                   59                Улица Марата, 17. Дом Тузова. 58                Главенствующие конические элементы, выступающие по обе стороны фасада здания. Обратите внимание – тумбы-столбики на крыше – пустующие. Почему – объясню дальше. То же здание, передний план. 59 Эта коническая геометрия специально выделена и подчёркнута в этой постройке. Так же видим вазончики, которые должны стоять на тумбах, о которых я говорил.           На этом здании чётко видна заложенная архитекторами символика с пустующими подставками на вершине, а так же по бокам. 60 Так же – конус угловой башни и усечённые элементы, подчёркивающие всё ту же символику. Эти здания находятся в Санкт-Петербурге, но элементы, о которых я рассказываю, можно найти практически в любом городе по всему миру.             Шотландия, Эдинбург – на окнах всё тот же декор конической формы. Шотландия. На храме мы видим всё ту же геометрию. 61       В этом доме – вход и чердачные окна оформлены сложной крышей.                                                            60                                                                                 61            (33.12) Как можно заметить, это довольно распространённый элемент, присутствующий на огромном количестве зданий по всему миру. Он назывется сандрик. Вики – "сандрик – декоративный архитектурный элемент, небольшой карниз часто с фронтоном над окном, дверью и нишей". 62 Да, он, конечно, «используется как защита от дождя», мы  уже такое слышали – как защита икон и фресок на фасадах монастырей и храмов. Но никакой сандрик не спасёт даже от небольшого косого дождя… Конечно же, это для красоты, тут уж не поспоришь, только на церквях он почему-то называется голубец.            Ну на этом окне ну совсем бы уж не обошлось без этого уголочка 63 … И формы у них разные. Со всем этим мы разберёмся немного дальше.                                                                   62                                                                            63           .И снова Юзовка, завод Новороссийского общества. Сложная арочная архитектура, повторяющаяся на дверях и на окнах – две арки и круглое окно. Боковая стена – тоже арки и круглые окна по всей стене. 64 На соседнем здании – то же самое. (То же и в австралийском заводе).            Артёмовск, Донбасс, стекольный завод, основан в 1879 году немецким промышленником Э. Фарке…Сейчас это всё руины. Одна из немногих сохранившихся фотографий Фарке 65. Мы тут видим - выступающая конструкция в коньке крыши с интересным углублением. Также коньковый символизм сбоку. Круглое окно под коньком крыши. Именно такая связка - конёк крыши и окно подобной формы встречается в огромном количестве строений. На этом фото мы видим арку, которая увенчивает три арки внутри. По бокам – две арки, в которых явно чего-то не хватает (круглое окно).  А также интересное блочное основание.            Фото ДМЗ, коксовые печи, интересно падающая труба. Поближе – очень интересное строение коксовых печей с коническим элементом и кольцеобразным навершием во главе…66     Интересная плитка на земле. Кто делал и из чего тротуар подобным образом, ещё та загадка. Рядом арочная конструкция под квадратную дверь. У меня большие сомнения, что эти печи изначально были коксовыми… Этот завод был основан Э.Т. Боссе в 1889 году (энциклопедия). Им что, Хьюза было мало?! Одни иностранцы везде. Понаехали. Обращу внимание, что вся эта оккупация происходит в одно и то же время. С разницей 10 – 20 лет.                                                 64                                                                               65                                                                            66                  Один из чугунно-литейных корпусов в Юзовке (40.26). Опять здесь тройственные арочные сегменты и вверху и внизу. Везде присутствие ключевых замковых камней. Боковые длинные окна не подразумевают разделение здания на этажи. Тогда какой смысл во всей этой фасадной конструкции? И боковая пристройка явно приделана позже невзирая на архитектуру основного здания. 67               Пивоваренный завод в Самаре. 1881 год – дата основания. 68    Поверьте, я эти здания не выискиваю. Вбиваю в поиске «завод, 19 век» и они сами вылазят пачками. И этот завод тоже построен иностранцем – австрийцем – Альфредом Ф. фон Вакано. Понаехали!               Смотрим само здание. Фронтон выполнен интересным образом с целой кучей подставок, на которые, вероятнее всего, когда-то были установлены урны. Также – главенствующий символ перехода с круговым углублением. И карнизы с чередой арок и более мелкий декор из кирпичей имеет один и тот же смысл. Здесь же структура из трёх сводчатых секций (и скорее всего так и задумывалась – без окон, с глухой стеной). На фронтоне 9 арок. Схемы с арками также на каждой трубе. Башня рядом выполнена всё в той же стилистике. И у меня большое сомнение насчёт строительства этого завода любителем пива из Австрии.             Забегая вперёд скажу, что невероятное количество архитектурных объектов с подобным оформлением показывает прямой и недвусмысленный замысел траурного содержания. И является подтверждением невероятной катастрофы с огромным количеством жертв. 69                       67                                                                        68                                                                                                    Уйдём от промышленных строений, т.к. понятно, что они были построены не теми, о ком нам рассказывают официальные источники. 70

                                        69                                                                                         70 Очень много похожих заводов и фабрик и они практически одного времени основания "приехавшими туристами" из Западной Европы. И вся эта картина показывает тотальную экспансию в определённый отрезок времени. И в большинстве случаев эти земли действительно пустовали или населения было очень мало.                Из истории известно об указе ещё Екатерины 2-ой о заселении пустующих земель по всей территории России иностранцами. 25 октября 1762 года Екатерина издала манифест «О позволении иностранцам селиться в России и свободном возвращении русских людей, бежавших за границу». Куда бежали люди со всей территории России? От чего? И что это за регионы, холодные северные регионы, Дальний Восток? Да нет, это были регионы, которые просто не могли быть пустыми – Северное Причерноморье, Приазовье, крымский полуостров, Украина, Белоруссия, Литва. Что же произошло на всех этих землях, почему они опустели и туда ринулись иностранцы? Переселенцы получали различные привилегии. Действовал этот указ вплоть до 1887 года. «Будущие колонисты в случае отсутствия у них средств на проезд должны были обращаться к русским дипломатическим работникам, которые были обязаны обеспечить переезд переселенцев и предоставить им деньги на проезд» Колонисты! – Неприкрытое организованное вторжение с взятием под контроль и распределением земель, где побеждённый обязан организовывать все услуги и удобства… Колонисты получали освобождение от налогов на приличное время – от 5 до 30 лет. «Екатерина // «зазывала» беглых староверов в Сибирь. На Алтае легализовали общину бухтарминских беловодцев – каменщиков, беглецов, которые скрывались в горных ущельях Алтая»… Так куда бежали и от кого староверы? От чего люди скрывались в горах?              Вики –«Екатерина Алексеевна Великая? Нет – она дочь князя Ангальт Цербтского. Пришла к власти в результате дворцового переворота, свергнувшего с престола её мужа непопулярного Петра///. Эти методы работают и по сей день.             Екатерининская эпоха ознаменовалась максимальным закрепощением крестьян… Россия вошла в число великих европейских держав. Запомните эти 2 ленточки на гербе. 71 (49.38) Они нам много расскажут позже.                                             71                                                                                  72                                                                           73                        Петр /// (Карл Пётр Ульрих) - якобы внук Петра /… Скорее всего Екатерина и её клан, сообщники, основные союзники были первые, кто кинулся мародёрствовать на выжженные земли России. Даты скорее всего сдвинуты, чтобы растянуть это событие, чтобы оно не выглядело как внезапное. Но судя по датировкам основания предприятий «туристами» можно определить более реальные сроки прибытия мародёров, а также по датам известных конфликтов и промежутков между ними также можно многое понять. И сопоставить события от потопа, времени восстановления и до второй массовой трагедии. Именно поэтому на картах так называемой Тартарии пустыни без инфраструктуры. 72 Так они рисовались уже после всего этого хаоса.

           Но вернёмся к нашей теме. Цех по производству запчастей. 73           Нет, шучу. La Chiesa di San Romano – уже существующая в 990 году! церковь была уже принята в аббатство Фруттиария и реконструирована в 1230 году, находится в Италии, в Феррари. И видим мы здесь всё то же самое. Даже комментировать нечего. Три арки с круговым окном посередине, череда повторяющихся более мелких арок в 2 ряда. Три конических башни также с арочными элементами. То же самое с фронта здания. Ряд арок в количестве 9 штук.                 Италия, Верона. Базилика святой великомученицы Анастасии Узорешительницы, построена в 1290 году. Центральная арка с двумя арками внутри, свод с многоступенчатым переходом. 74 Всё это под сводом коньковой крыши. Большое круглое окно, 2 окна в арочной форме. Внутри своды с дугообразными формами, всё та же арочная концепция повсюду. 75 Интересная плитка крестообразной формы, которая в архитектуре встречается очень часто. 76                             74                                                                    75                                                            76             Кафедральный собор, Верона, Италия, 12 век. Всё те же формы, коническая система, всё те же башни, арки, круглое окно, повсюду арочный символизм. 77            Далее без слов – фотографии Египет, Индия, Европа, Киев (55.03 – 1.00.50).                                                                                                                                       

          Продолжение здесь - http://ele-na-61.livejournal.com/28783.html

ele-na-61.livejournal.com

Как я стал старообрядцем. Мифы о старообрядчестве

Существует много мифов и небылиц по поводу старообрядцев. Именно поэтому один из пришедших в старую веру решил поделиться своим опытом с теми, кто хочет присоединиться к Русской Православной старообрядческой Церкви, но по каким-то причинам еще этого не сделал.  

Миф №1. Старообрядцы — это секта!

Действительно, бытует такое мнение среди малопросвещенных людей, что старообрядцы — это довольно закрытая организация, как правило, состоящая из живущих в глуши людей, которые придерживаются старых традиций и обрядов.

Отчасти с этим можно было согласиться лет 200 назад, но сейчас старообрядцы, несмотря на свою самобытность и верность традициям, — это вполне современные люди, живущие в разных частях нашей необъятной страны, в том числе в густонаселенных мегаполисах.

НО! Старообрядцы никогда не были сектой! Это глупое и ошибочное мнение, не имеющее под собой никакого основания! Русская Православная старообрядческая Церковь — это церковь, существующая с момента крещения Руси в 988 году. Чтобы не быть голословным, рекомендую для начала прочитать книги русского старообрядческого апологета Фёдора Евфимьевича Мельникова — «Краткая история Русской Православной Старообрядческой Церкви», «Что такое старообрядчество» и российского историка С.А. Зеньковского «Русское старообрядчество».

Я житель Москвы, и, конечно, после того, как узнал о старообрядчестве, решил посетить кафедральный Покровский собор на Рогожском кладбище. Скажу честно, пошел я по наитию, форумы не читал, на официальный сайт Митрополии не заходил.

Был субботний летний день, я пришел к вечерней службе. Вообще, Рогожский посёлок — это очень атмосферное и сильное место, находясь там, так и чувствуешь всю мощь и древность православной веры.

Я зашел в храм, и первое, на что обратил внимание: служба уже началась (надо сказать, что в новообрядческой церкви вечерняя служба начинается примерно в 16-30). А когда я зашел, было около 16-00. Не успел я пройти и двух шагов, как ко мне подошла местная бабушка и спросила в упор: «Ты старообрядец?». На отрицательный ответ она лишь сказала, что нестарообрядцам можно стоять только в притворе (начало храма до колонн), вглубь храма ходить не следует, и что можно только смотреть на службу, то есть не участвовать в ней. Меня это сначала задело, я подумал: «Как это я такой весь православный и не имею права молиться и подходить к иконам?»,. Но за волной возмущения быстро последовало смирение, и я просто стал стоять и наблюдать.

Разве в секте будут относиться так строго к пришедшему человеку? Нет, наоборот, будут всячески зазывать и обещать горы золота и безграничное счастье, а тут ты пришел в храм Божий, так что будь добр быть смиренным и трепещущим перед Богом.  

Миф №2. Старообрядцы неприветливые и злые

Этот миф бродит на всех старообрядческих форумах, причем его распространяют люди, о которых нам ничего неизвестно. То есть, например, пишет какой-нибудь «Василий 2000» (никнейм), о том, что старообрядцы злые, любят ругаться, нет у них благодати и все в этом духе. Причем приводит примеры из жизни каких-то знакомых или даже свои собственные.

Конечно, с овациями вас никто встречать не будет. Не ждите, что вы придете, и вас примут с распростертыми объятьями. История старообрядчества тяжелая. Как сказал Александр Антонов, председатель общины старообрядческого храма Николы чудотворца (м. Белорусская) в Москве: «Старообрядчество — это опыт трехсотлетнего выживания русского человека в экстремальных исторических условиях».

Вот и меня в тот день не особо жаловали местные бабушки гостеприимством, напротив, следили, не прохожу ли я вглубь храма, но сказать, что мне кто-то запрещал молиться (тогда еще по-новообрядчески), я не могу. Я молился вместе со всеми, как мог и умел. Конечно, я тогда не знал всех исторических тонкостей вопроса о расколе XVII века, поэтому мне казалось, что меня ущемляют в правах, как верующего человека. Однако, несмотря на всю сложившуюся ситуацию, мне было комфортно, я почувствовал мощь, истинный дух православной веры. Это не описать словами, это надо прочувствовать! Позже к середине службы ко мне подошла та же самая бабушка и сказала, что сейчас будет петь хор, что такого в новообрядческой церкви я не слышал, и, надо сказать, она оказалась права! Когда поёт клирос, то в храме создается такая благодатная атмосфера, что, кажется, ты находишься перед вратами рая. Я не преувеличиваю! Просто это надо услышать самому! В целом люди в храме мне показались довольно миролюбивыми, а по отношению ко мне — нейтральными.

Для примера могу сказать, что в новообрядческой церкви действительно никто не запретит вам ходить по храму, креститься когда угодно и целовать иконы, но вместе с этим такое равнодушие царит там во всём. Я много раз подходил к монахам в монастырях или священникам, но не получал от них никакой отдачи, то есть духовного общения, они были вечно занятыми. Опять же хочу сделать оговорку, что это лично мой опыт, не исключаю, что у других могло быть иначе (да и, в конце концов, никто не был обязан со мной общаться). Тут же при всей внешней строгости и нейтральности я почувствовал неравнодушие ко мне тех же бабушек: они подходили, интересовались, почему я пришел, что меня побудило, понравилась ли мне служба, и это было по-человечески приятно.  

Миф №3. Cтарообрядцы — это фарисеи, им главное обряд!

Это главный миф, которым прикрываются новообрядческие миссионеры, ссылаясь на то, что старообрядцы сами подтверждают это мнение, называя себя староОБРЯДцами.

Очень часто приходится слышать, что старообрядцы — законники, что у них нет благодати в отличие от новообрядцев, у которых, по их же мнению, царит полнейшая любовь и понимание. Мой опыт говорит о том, что это лукавство чистой воды. Под благодатью многие новообрядцы понимают распущенность и только. Да, вот так просто! Можно нарушить пост или прийти в церковь в неподобающем виде. При этом они еще говорят, что Исус нас этому учил и начинают приводить отрывки из Евангелия. Я лично не думаю, что Исус нас учил вседозволенности. Да, церковь — для человека, но это не значит, что можно специально делать себе послабления, ссылаясь на благодать.

Старообрядчество — это как форма, так и содержание, эти два понятия неразделимы. На этом основана Русская Православная старообрядческая Церковь.

Могу привести такой пример, что у каждого прихожанина новообрядческой церкви (ну или почти у каждого) возникало какое-то ощущение двойного стандарта. Некоторые новообрядческие батюшки говорят о сребролюбии, стяжательстве, а сами носят дорогие часы, ездят на шикарных машинах. Да и примеров много, я не хочу кого-то осуждать, упаси Бог! Но чувство неискренности и какой-то фальшивости имеет место быть (кстати, атеисты и ненавистники Православия очень любят приводить такие примеры, о которых я написал выше, и им трудно что-либо возразить)! Там, по моему мнению, форма иногда отличается от содержания.

Старообрядцы — это, прежде всего молитвенники. Если вы будете на службе в старообрядческом храме, то без труда заметите, что все прихожане носят с собой лестовки (это четки, только исконно русские). Конечно, это не значит, что все старообрядцы поголовно молятся день и ночь, но четкое понимание того, что надо молиться и дома, а не только в храме, у старообрядцев есть.

Возвращаясь к своей истории, я хочу сказать, что все-таки не все так идеально, как может показаться с первого взгляда в моём повествовании. Старообрядцы зачастую бывают очень строги к вновь пришедшим, чуть помягче к оглашенным. Это, конечно, факт, который имеет место быть. Ведь все мы люди, все мы грешные, но надо человеку помогать, а иногда получается так, что не особо умелый подход бабушек к гостям отвращает людей от Церкви, и это очень печально. Я, например, человек верующий и знающий, что такое смирение, погасил в себе возмущение, но люди же все разные, бывают вспыльчивые или обидчивые: человек промолчит, но глубоко обидится. Вот над этим, я считаю, надо работать нашим прихожанам.

Тем временем я начал ходить каждую неделю в храм, меня уже стали узнавать, кивать головой (форма приветствия в храме), а я продолжал стоять в притворе и наблюдать, молясь про себя. Есть такой момент на воскресной службе, когда начинается Литургия, и оглашенным надо выйти из храма. В этот момент, как я понял, многие обижаются, а некоторые начинают спорить, вплоть до ругани. В первый раз меня никто не выгнал, та же самая бабушка подошла ко мне и сказала, как обстоят дела с оглашенными, но разрешила мне остаться. В тот раз я остался, но внутри мне стало как-то стыдно, все-таки есть правила, которые не стоит нарушать, и в дальнейшем я не стал злоупотреблять благосклонностью ко мне бабушек. Я сам выходил, когда нужно и сколько нужно стоял за стеклянными дверьми (за которыми все прекрасно видно и слышно!). Надо сказать, что практика вывода за стеклянные двери — новая, в старину притвор считался до колонн, это заповедовал митрополит Алимпий и так установлено и на последнем Совете Митрополии. Были случаи, когда меня пускали вглубь храма послушать проповедь нашего владыки митрополита Корнилия. Я очень полюбил его и его проповеди, это действительно искренний человек, пропускающий через себя все, что говорит, каждое слово в его устах наполнено чувствами и глубочайшим смыслом. Бывало, пару раз меня пускали вглубь храма на молебен (после службы). После того, как я точно для себя решил, что перейду, я попросил ту самую бабушку о том, чтобы она сказала священнику, что с ним хочет поговорить человек по поводу перевода. Сразу же после службы она обратилась к священнику, и он без промедления подошел, пообщался со мной, и мы даже вместе сходили в церковную лавку, где он посоветовал купить нужную литературу. После чего батюшка проводил меня до остановки, в общем, впечатления у меня остались очень и очень хорошими!

Так что, как видите на моём примере, старообрядцы — это не законники, просто ведите себя по-человечески сами.  

Заключение

В итоге после полугода раздумий и пары месяцев посещения храма я перешел в Русскую Православную старообрядческую Церковь! Вместе с переходом я обрел благодать и духовное спокойствие, которого у меня не было раньше. Сейчас я стараюсь ходить в храм на каждую воскресную службу, на праздники, да и вообще просто, когда есть возможность! Я чувствую себя поистине частью Христовой церкви. От всей души желаю этого и вам!

Слава Богу за всё!

ruvera.ru

Рогожское старообрядческое кладбище

     Практически сразу после реформ патриарха Никона московские старообрядцы стали погребать своих умерших на отдельных погостах, обособленно от «никоникан». Первоначально они имели небольшие кладбища и молельни близ Донского монастыря и за Тверской заставой. Но во время эпидемии чумы 1771 года, когда запрещено было хоронить внутри Камер-Коллежского вала, граф Г.Г. Орлов, присланный в Москву для борьбы с чумой, отвел места за Рогожской заставой и за Преображенским валом.

После раскола в Русской православной церкви старообрядцы разделились на несколько толков и направлений, которые либо признавали священничество и священников, либо не признавали их. Во время чумы московские власти разрешили энергичному купцу-старообрядцу Илье Ковылину устроить карантин в районе села Преображенское, где привыкшие к критическим ситуациям старообрядцы стали ухаживать за чумными и утешать здоровых. Да так ухаживали, что многие православные в специальных медных тазах перекрещивались в старую веру. Таким образом, Преображенское кладбище, где вначале хоронили умерших от чумы, стало важнейшей частью старообрядческого центра беспоповцев. Селившиеся вокруг него староверы даже основали целый пригород, но после смерти Ильи Ковылина Преображенская община стала постепенно приходить в упадок.

Рогожское кладбище тоже было основано во время чумы 1771 года. Место за Рогожской заставой было выбрано не случайно, так как там издавна находилась старообрядческая деревня Новоандроновка, и вполне вероятно, что неподалеку от нее имелось уже кладбище. Состоятельные московские старообрядцы постоянно делали щедрые пожертвования Рогожской общине, в результате чего со временем здесь вырос целый городок. Кроме храмов, в нем были «палаты» для священнослужителей, частные дома, приюты, богадельни, гостиницы для паломников, детские училища. Так возник еще один крупный центр старообрядчества, но уже приемлющего священничество, получивший свое название по находившейся здесь Рогожской ямской слободе, обслуживавшей сообщение по тракту на село Рогожь[56] и дальше на Нижний Новгород.

На Рогожском кладбище умерших от чумы хоронили в братской могиле, на которой вскоре был поставлен каменный обелиск, украшенный головой Адама и высеченным стихотворным описанием ужасов эпидемии. Рядом с ним стояла деревянная колокольня, в которой хранились старообрядческие реликвии — древние рукописи, полотняные церкви, ценная утварь. На кладбище была сооружена погребальная, неподалеку от нее возвели богадельню и лечебницы. Потом здесь разбили большой фруктовый сад, а два проточных пруда, большой и малый, наполнялись водой из четырех родников через специальный канал. На берегах прудов росли липы и ветлы, через водопроводный канал был переброшен деревянный мостик, а через главный пруд устроен большой крестообразный мост на пяти арках. На мосту соорудили деревянный, крытый железом балдахин для водоосвящения, называемый «Иорданом». К этому источнику в день Богоявления, несмотря на сильные морозы, целыми обозами тянулись старообрядцы за святой водой. Виталий Лебедев, священник единоверческой церкви Рогожского кладбища, отмечал, что территория кладбища имела вид зажиточного помещичьего имения, устроенного с собственным хозяйством — скотным двором, сторожами, экономом, старостой, конторой.

Сначала на кладбище существовала лишь небольшая деревянная часовня, но уже в 1776 году на ее месте на средства московских купцов-старообрядцев был сооружен храм во имя Николая Чудотворца. Старообрядцы никогда и ничего не жалели для благоукрашения своих храмов и потому часто добавляли в отливаемые колокола немало серебра. А по рассказам, некоторые колокола и вовсе отливались из чистого золота, потому таким звучным и был их перезвон. Между холодной и теплой часовнями был устроен выстланный кирпичами помост, называвшийся «поприщами часовенного пути».

В 1791 году старообрядцы Рогожской общины, руководимые Никитой Павловым, добились разрешения на строительство большого храма Община, в которую входили московские купцы Рахмановы, Солдатенковы, Оловянниковы и другие, была богатой и потому пригласила для возведения храма знаменитого архитектора М Ф. Казакова. Через два года огромный Покровский собор был готов, а 35-летие основания кладбища было отмечено возведением величественного храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

Главными хозяевами Рогожского кладбища были поповцы, последователи поповщинского согласия. Их еще называли часовенниками, так как они не имели права открыто иметь свои церкви и потому собирались для молитвы в часовнях Рогожского кладбища и в других. Мужчины приходили на богослужения в длинных кафтанах с крючками на левой стороне, сборками вокруг талии и с прямыми рукавами Замужние женщины под платком должны были иметь еще и косынку, а под ней — повойник. Во время молитв все крестились двумя перстами, а творить крестное знамение следовало вперед поклона. В левой руке все должны были держать лестовку, похожую на четки, но отличающуюся от них своей плоской формой и искусно переплетенными, продолговатыми в ремнях бумажными валиками Валиков в лестовке должно быть 109: они соответствуют числу 9 чинов апостольских, числу лет земной жизни Иисуса Христа (33), числу недель пребывания младенца Иисуса во чреве Пресвятой Богородицы (38), числу апостолов (12) и числу пророческих книг (17).

С православной церковью старообрядцы общаться не хотели и отвергали даже отколовшихся от себя прежних единоверцев. Если часовенным порой и приходилось сталкиваться в часовнях с единоверцами, то они выжидали, пока те помолятся. Если же случалось молиться вместе, то часовенные считали своим долгом обязательно очиститься от этого невольного греха.

Сопровождая своих усопших к могилам, старообрядцы избирали не тот путь, который удобнее и короче, а тот, который дальше отстоял от единоверческой церкви, под сводами которой следовало бы проходить из часовни. И чего только они не делали, чтобы изжить на своем кладбище единоверие!

Император Александр I благоволил рогожским промышленникам и передал во владение общины большие земельные наделы, но вот царствование императора Николая I тяжело сказалось на старообрядцах обоего толка. С их молитвенных часовен были сняты кресты, запрещен всякий ремонт, а указом 1827 года император запретил принимать беглых попов, и вскоре в Рогожской общине на 100 000 верующих осталось всего три священника. Одно время даже запрещалось отмечать старообрядцев наградами и записывать их в купеческое сословие. В 1830-х годах некогда процветавшая Рогожская община была приравнена к простому богадельному дому.

В 1855 году новый император Александр II повелел опечатать алтари рогожских храмов, а вскоре правительство и церковь, чтобы ослабить влияние старообрядцев, открыли в Рогожской и Преображенской слободах единоверческие храмы. При сохранении внешних староверческих обрядов в храмах стали служить священники, подчинявшиеся епархиальному начальству. От таких притеснений сильно пострадала Федосеевская община Преображенского кладбища, рогожцам же в который уже раз удалось сохранить свои обычаи.

В августе 1854 года группа рогожских старообрядцев подала прошение на имя московского митрополита Филарета о принятии их в лоно апостольской церкви и о преобразовании Никольской часовни в единоверческий храм. По благословению Святейшего синода 23 сентября того же года было совершено освящение часовни. В 1866 году по инициативе и на средства купца Никандра Матвеевича Аласина к старой деревянной церкви архитектор Н В. Карнеев пристроил каменное здание наподобие колокольни высотой около трех и шириной около двух метров с иконой Спасителя, беседующего с самаритянкой.

Возрождение старообрядчества, особенно Рогожской общины, началось с указа о свободе вероисповедания, подписанного императором Николаем II в апреле 1905 года. Освобожденное от более чем 200-летних преследований старообрядчество сразу же стало делать колоссальные успехи. В 1912–1913 годы, в память распечатывания алтарей своих храмов, старообрядцы под руководством архитектора Ф. Горностаева приступили к возведению громадного храма-колокольни, который строился в стилизованных формах древнерусской архитектуры.

На старообрядческих кладбищах не встретишь, как на большинстве других, рельефных саркофагов, классических надгробий, скульптур и медальонов. В конце XIX — начале XX века здесь господствовала основная форма надгробия — восьмиконечный деревянный крест-голубец, зачастую с двускатным покрытием. Более богатые могли себе позволить каменные восьмиконечные кресты или массивные полированные саркофаги из черного камня, без украшений.

До Октябрьской революции на Рогожском кладбище хоронили только старообрядцев, но и потом, когда погребение перестало быть религиозным обрядом, на этом кладбище все так же появлялись могучие кресты-голубцы. Их и сейчас здесь еще довольно много, хотя после революции старообрядческие некрополи пережили тяжелые времена. Богатейший архив Рогожского кладбища, насчитывавший сотни ценнейших рукописей, отвезли в центральный архив, а богатейшую библиотеку, хранившуюся в специальном помещении под колокольней, переправили в библиотеку им В.И. Ленина. Рогожско-Симоновский райсовет Москвы, отличавшийся особой ненавистью к культовым сооружениям, в 1929 году принял решение снести Рогожское, Андроньевское, Симоновское и Всехсвятское кладбища. Старообрядческая община выступила категорически против такого решения, чем и спасла свой некрополь. Но сегодняшнее состояние старообрядческих кладбищ несет на себе отпечаток варварской чистки прошедших десятилетий. Старые надгробия являются на них лишь вкраплениями среди новых могил, сделанных на месте убранных памятников. Саркофагов дореволюционного времени на Рогожском кладбище осталось очень мало. В советское время у «капиталистов-эксплуататоров» часто экспроприировались и надгробия с могил, и в годы первых пятилеток Рогожское кладбище исправно «поставляло» гранит на стройки социализма, в том числе и для Московского метро. Исчезли надгробия, забыты или даже заняты места могил многих людей, имевших великие заслуги перед всей Россией. Нет надгробий у известных купцов Оловянниковых и прославившегося своей благотворительной деятельностью издателя К. Солдатенкова, владевшего одним из крупнейших состояний России. Он столько средств вложил в благотворительность, что даже трудно перечислить все больницы, богадельни и дома призрения, которые он финансировал или которые целиком были учреждены на его счет. В частности, ведь благодаря огромным пожертвованиям этого купца-миллионера была построена городская клиническая больница (ныне Боткинская). По его завещанию Румянцевский музей получил в дар великолепную картинную галерею и богатейшую библиотеку.

На Рогожском кладбище был похоронен «фарфоровый король» М.С. Кузнецов, на могиле которого в настоящее время планируется установить памятную стелу.

Однако и то, что уцелело на Рогожском кладбище, может многое рассказать нашим современникам. Например, слева от центральной аллеи виднеется темный каменный обелиск, вокруг которого расположилось несколько каменных саркофагов. Это семейные захоронения известных купцов Рахмановых. Во многом благодаря Дмитрию Рахманову началась в 1859 году деятельность старообрядческих архиепископов Москвы и всея Руси.

На Рогожском кладбище под сенью обширного, недавно отреставрированного узорчатого балдахина стоит кованая часовня — семейный склеп славных представителей известной купеческой семьи Морозовых. Трудно найти в старой Москве другую такую семью быстро разбогатевших крепостных, вокруг которых было бы сплетено так много различных легенд.

На могиле промышленника С.Т. Морозова стоит памятник работы Н.А. Андреева — беломраморный крест с рельефным распятием и оригинальным мраморным саркофагом, выполненным в виде декоративной резной ограды. На памятнике сделана короткая надпись: «Здесь погребено тело Саввы Тимофеевича Морозова. 1861–1905». Но до сих пор остается загадкой его неожиданная смерть в Канне — то ли он покончил с собой, как гласит официальная версия, то ли кто-то от него избавился…

На центральной дорожке Рогожского кладбища находится место захоронения старообрядческого духовенства. Участок здесь чуть приподнят над кладбищем и обнесен оградой на высоком гранитном цоколе. Белые кресты здесь стоят стеной, поэтому их видно еще издали. Под крестами — два ряда черных блестящих саркофагов, на которых золотым полууставом написаны сведения о погребенных, но прочитать это сейчас почти невозможно.

Для старообрядцев на кладбище сакральное значение имеет могила монахини Севостьяны (в миру Ольга Иосифовна Лещева). Когда-то она была регентом Никольского храма — единственного православного храма в Рогожской слободе. Однажды в дни революции, когда шел молебен, в храм явились комиссары и арестовали батюшку. Но матушка Севостьяна продолжила службу, а те места в молебне, которые должен был пропеть иерей, она вдруг стала петь густым мужским голосом. Сейчас на ее могилу приходит множество паломников, и матушка Севостьяна по молитвам верующих помогает им.

smartwebsite.ru

Староверы. Кто такие староверы?

Во что верят староверы и откуда они взялись? Историческая справка

В последние годы все большее количество наших сограждан интересуются вопросами здорового образа жизни, экологически чистых способов хозяйствования, выживания в экстремальных условиях, умения жить в гармонии с природой, духовного совершенствования. В этой связи многие обращаются к тысячелетнему опыту наших предков, сумевших освоить огромные территории нынешней России и создавших сельскохозяйственные, торговые и военные форпосты во всех отдаленных уголках нашей Родины.

Не в последнюю очередь в этом случае речь идет о староверах — людях, заселивших в свое время не только территории Российской империи, но и принесших русских язык, русскую культуру и русскую веру на берега Нила, в джунгли Боливии, пустоши Австралии и на заснеженные сопки Аляски. Опыт староверов поистине уникален: они смогли в самых сложных природных и политических условиях сохранить свою религиозную и культурную идентичность, не растерять язык и обычаи. Не случайно поэтому во всем мире так хорошо известна знаменитая отшельница Агафья Лыкова из семьи староверов Лыковых.

Однако о самих староверах известно не так много. Кто-то считает, что староверы — это люди с примитивным образованием, придерживающиеся устаревших способов хозяйства. Другие думают, что староверы — это люди, исповедующие язычество и поклоняющиеся древнерусским богам — Перуну, Велесу, Даждьбогу и другим. Третьи задаются вопросом: если есть староверы, то должна быть и какая-то старая вера? Ответ на эти и другие вопросы, касающиеся староверов, читайте в нашей статье.  

Содержание

 

Одним из самых трагических событий в истории России XVII века стал раскол Русской Церкви. Царь Алексей Михайлович Романов и его ближайший духовный сподвижник патриарх Никон (Минин) решили провести глобальную церковную реформу. Начавшись с незначительных, на первый взгляд, изменений — перемены в сложении перстов при крестном знамении с двуперстия на трехперстие и отмены земных поклонов, реформа в скором времени затронула все стороны Богослужения и Устава. Продолжаясь и развиваясь в той или иной мере вплоть до царствования императора Петра I, эта реформа изменила многие канонические правила, духовные установления, обычаи церковного управления, писаные и неписаные традиции. Изменениям подверглись практически все стороны религиозной, а затем и культурно-бытовой жизни русского народа.

Однако с началом реформ выяснилось, что значительное число русских христиан увидело в них попытку измены самого вероучения, разрушения религиозного и культурного уклада, который веками складывался на Руси после её Крещения. Против замыслов царя и патриарха выступило множество священников, иноков и мирян. Они писали челобитные, письма и воззвания, обличая нововведения и защищая веру, хранимую  сотни лет. В своих сочинениях апологеты указывали, что реформы не просто насильно, под страхом казней и гонений, перекраивают традиции и предания, но и затрагивают самое главное — разрушают и меняют саму христианскую веру. О том, что реформа Никона является отступнической и изменяет саму веру, писали практически все защитники древлецерковного предания. Так, священномученик протопоп Аввакум указывал:

Заб­лудили и отступили от истинныя веры с Никоном отступником злокозненным пагубником еретиком. Огнем, да кнутом, да висилицею хотят веру утвердить!

Он также призывал не бояться мучителей и пострадать за «старую христианскую Веру». В том же духе выражался известный писатель того времени, защитник Православия Спиридон Потёмкин:

Тщаться веру истинную повредит прилогами (прибавлениями) еретическими, чтобы не поняли верные христиане, но да прельстились на обман.

Потемкин осуждал Богослужение и обряды, совершаемые по новым книгам и новым чинам, которые называл «злой верой»:

Еретицы суть крещающии во злую свою веру, крестят хуляще Бога во Святой Троицы единаго.

О необходимости защиты отеческого предания и старой русской веры писал исповедник и священномученик диакон Феодор, приводя многочисленные примеры из истории Церкви:

Еретик, благочестивых людей, страждущих от него за старую веру, в ссылках морил гладом...И аще старую веру оправит Бог единым попом пред всем царством, всем властями срам бу­дет и поношение от всего мира.

Иноки-исповедники Соловецкого монастыря, отказавшиеся принять реформу патриарха Никона, писали царю Алексею Михайловичу в своей четвертой челобитной:

Повели, государь, нам быти в той же нашей Старой Вере, в которой отец твой государев и все благоверные цари и великие князи и отцы наши скончались, и преподобные отцы Зосима и Саватий, и Герман, и Филипп митрополит и все святии отцы угодили Богу.

Так постепенно и стало говориться, что до реформ патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, до церковного раскола была одна вера, а после раскола — уже другая вера. Дораскольное исповедание стали называть старой верой, а послераскольное реформированное исповедание — новой верой.

Такое мнение не отрицали и сами сторонники реформ патриарха Никона. Так, патриарх Иоаким на известном диспуте в Грановитой палате говорил:

Прежде мене заведена новая вера; по совету и благословению святейших вселенских патриархов.

Еще будучи архимандритом он утверждал:

Не знаю я ни старой веры, ни новой веры, но что начальники велят то и творю.

Так постепенно и появилось понятие «старая вера», а людей, исповедующих её, стали называть «староверы», «староверцы». Таким образом, староверами стали называть людей, отказавшихся принять церковные реформы патриарха Никона и придерживающихся церковных установлений древней Руси, то есть старой веры. Принявших же реформу стали называть «нововеры» или «новолюбцы». Впрочем, термин «нововеры» надолго не прижился, а термин «староверы» существует и поныне.

Долгое время в правительственных и церковных документах православных христиан, сохраняющих древние Богослужебные чины, старопечатные книги и обычаи, называли «раскольниками». В вину им ставилась верность церковному преданию, которая якобы повлекла церковный раскол. Долгие годы раскольников подвергали репрессиям, гонениям, ущемлению в гражданских правах.

Однако во времена правления Екатерины Великой отношение к староверам стало меняться. Императрица посчитала, что староверы могут быть весьма полезны для заселения необжитых районов расширяющейся Российской Империи.

По предложению князя Потемкина Екатерина подписала ряд документов, предоставляющих им права и льготы на проживание в особых районах страны. В этих документах староверы были поименованы не как «раскольники», а как «старообрядцы», что если и не было знаком благорасположения, то, несомненно, указывало на ослабление отрицательного отношения государства к староверам. Древлеправославные христиане, староверы, однако, не вдруг согласились на употребление этого названия. В апологетической литературе, постановлениях некоторых Соборов указывалось, что термин «старообрядцы» не вполне приемлем.

Писалось, что наименование «старообрядцы» подразумевает, что причины церковного разделения XVII века заключаются в одних церковных обрядах, а сама вера осталась совершенно неповрежденной. Так Иргизский староверческий собор 1805 года назвал «старообрядцами» единоверцев, т. е. христиан, употребляющих старые обряды и старопечатные книги, но подчиняющихся Синодальной Церкви. Постановление Иргизского собора гласило:

Иные отступили от нас к отщепенцам, называемым старообрядцами, которые, якоже и мы содержат старопечатныя книги, и по них службу отправляют, но со всеми сообщение во всем имеют незазорно, как в молитве, так и в ястии и питии.  

В исторических же и апологетических сочинениях древлеправославных христиан XVIII — первой половины XIX века продолжали использоваться термины «староверы» и «староверцы». Они используются, например, в «Истории Выговской пустыни» Ивана Филиппова, апологетическом сочинении «Диаконовы ответы» и других. Этот термин употреблялся и многочисленными новообрядческими авторами, такими как Н. И. Костомаров, С. Князьков. П. Знаменский, например, в «Руководстве к русской истории» издания 1870 года говорит:

Петр сделался гораздо строже к староверцам.

Вместе с тем с годами часть староверов все же стали употреблять термин «старообрядцы». Причем, как указывает известный староверческий писатель Павел Любопытный (1772–1848) в своем историческом словаре, наименование староверцы более присуще безпоповским согласиям, а «старообрядцы» — лицам, принадлежащим к согласиям, приемлющим бегствующее священство. 

И действительно, согласия, приемлющие священство (белокриницкое и беглопоповское), к началу XX века вместо термина «староверы, «староверцы» всё чаще стали употреблять «старообрядцы». Вскоре наименование старообрядцы было закреплено на законодательном уровне известным указом императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости». Седьмой пункт этого документа гласит:

Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам.

Однако и после этого многие старообрядцы продолжали называться староверами. Особенно тщательно сохраняли это название безпоповские согласия. Д. Михайлов, автор журнала «Родная старина», издаваемого староверческим кружком ревнителей русской старины в Риге (1927 г.), писал:

О «старой христианской вере» говорит протопоп Аввакум, а не об «обрядах». Вот почему нигде во всех исторических постановлениях и посланиях первых ревнителей древлего православия — нигде не встречается наименования «старообрядец.

 

Староверы, как наследники дораскольной, дореформенной Руси, стараются сохранять все догматы, канонические положения, чины и последования древнерусской Церкви.

В первую очередь, конечно, это касается главных церковных догматов: исповедания св. Троицы, воплощения Бога Слова, двух ипостасей Исуса Христа, искупительной его Крестной Жертвы и Воскресения. Главным же отличием исповедания староверов от других христианских исповеданий является употребление форм богопочитания и церковного благочестия, характерных для древней Церкви.

Среди них — двуперстное крестное знамение, погружательное крещение, унисонное пение, каноническая иконопись, специальная молитвенная одежда. Для Богослужения староверы используют старопечатные богослужебные книги, изданные до 1652 года (главным образом изданные при последнем благочестивом патриархе Иосифе. Староверы, однако, не представляют собой единого сообщества или церкви — в течение сотен лет они разделились на два основных направления: поповцы и безпоповцы.  

Староверы-поповцы, помимо прочих церковных установлений, признают трехчинную старообрядческую иерархию (священство) и все церковные таинства древней Церкви, среди которых наиболее известны: Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Священство, Брак, Исповедь (Покаяние), Елеосвящение. Помимо этих семи таинств в староверии есть и другие, несколько менее известные таинства и священнодействия, а именно: пострижение в иноки (равночестное таинству Брака), большое и малое Освящение воды, освящение масла на Полиелеосе, священническое благословение.  

Староверы-безпоповцы считают, что после церковного раскола, учиненного царем Алексеем Михайловичем, благочестивая церковная иерархия (епископы, священники, диаконы) исчезла. А потому часть церковных таинств в той форме, в которой они существовали до раскола Церкви, упразднилась. Сегодня все староверы-безпоповцы определенно признают только два таинства: Крещение и Исповедь (покаяние). Некоторые безпоповцы (Древлеправославная Поморская Церковь) признают еще и таинство Брака. Староверы часовенного согласия также допускают Евхаристию (Причащение) с помощью св. даров, освященных в старину и сохранившихся до наших дней. Также часовенные признают Большое освящение воды, которую в день Богоявления получают путем вливания в новую воду воды, освященной в старину, когда, по их мнению, еще оставались благочестивые священники.  

Староверы или старообрядцы?

Периодически среди староверов всех согласий возникает дискуссия: «А можно ли им именоваться староверами?» Некоторые доказывают, что необходимо наименоваться исключительно христианами потому, что никакой старой веры и старых обрядов не существует, равно как и новой веры и новых обрядов. По мнению таковых, есть только одна истинная, одна правая вера и одни истинные православные обряды, а все остальное — это еретическое, неправославное, кривославное исповедание и мудрование.

Другие, как уже говорилось выше, считают непременно обязательным именоваться староверами, исповедующими старую веру, поскольку считают, что разница между древлеправославными христианами и последователями патриарха Никона не только в обрядах, но и в самой вере.

Третьи считают, что слово староверы нужно заменить на термин «старообрядцы». По их мнению, никакой разницы в вере между староверами и последователями патриарха Никона (никонианами) нет. Разница лишь есть в обрядах, которые у старообрядцев правильные, а у никониан — поврежденные или вовсе неправильные.

Есть и четвертое мнение относительно понятия староверов и старой веры. Его разделяют главным образом чада синодальной церкви. По их мнению, между староверами (старообрядцами) и нововерами (новообрядцами) нет не только разницы в вере, но и в обрядах. И старые, и новые обряды они называют одинаково равночестными и равноспасительными. Употребление тех или иных является лишь делом вкуса и историко-культурной традиции. Об этом гласит постановление Поместного собора Московской Патриархии от 1971 года.  

В конце XX века в России стали появляться религиозные и квазирелигиозные культурные объединения, исповедующие религиозные воззрения, не имеющие отношения к христианству и вообще к авраамическим, библейским религиям. Сторонники некоторых подобных объединений и сект провозглашают возрождение религиозных традиций дохристианской, языческой Руси. Чтобы выделиться, отделить свои воззрения от христианства, полученного на Руси во времена князя Владимира, некоторые неоязычники начали называть себя «староверами».

И хотя употребление этого термина в данном контексте неправильно и ошибочно, в обществе стали распространяться воззрения, что староверы — это действительно язычники, которые возрождают старую веру в древних славянских богов — Перуна, Сварога, Дажьбога, Велеса и прочих. Не случайно поэтому, например, появилось религиозное объединение «Древнерусская инглиистическая церковь православных староверов-инглингов». Ее глава, Патер Дий (А. Ю. Хиневич), именовавшийся «патриархом Древнерусской Православной церкви староверов», даже заявлял:

Старообрядцы — это сторонники старого христианского обряда, а староверы — это старая дохристианская вера.

Существуют и другие неоязыческие общины и родноверческие культы, которые могут ошибочно восприниматься обществом как староверческие и православные. Среди них «Велесов круг», «Союз славянских общин славянской родной веры», «Русский Православный Круг» и другие. Большинство этих объединений возникли на почве псевдоисторической реконструкции и фальсификации исторических источников. На самом деле, кроме фольклорных народных поверий, никаких достоверных сведений о язычниках дохристианской Руси не сохранилось.

В какой-то момент, в начале 2000-х годов, термин «староверы» стал весьма широко восприниматься как синоним язычников. Однако благодаря широкой разъяснительной работе, а также ряду серьезных судебных процессов против «староверов-инглингов» и других экстремистских неоязыческих группировок, популярность этого лингвистического феномена сегодня пошла на спад. В последние годы подавляющее большинство неоязчников предпочитают все же называться «родноверами».

Г. С. Чистяков  

Материалы по теме:

— храмы староверов на карте; — фото староверов; — выдающиеся личности староверов.

ruvera.ru


Смотрите также